Закон об образовании обучающихся с овз
Новый закон «Об образовании»: жизнь детей с ОВЗ изменится?
Под занавес 2012 года был кардинально обновлен Федеральный закон «Об образовании». Обсуждался он около двух лет; отклики зачастую были прямо противоположны; не ругал его в целом или отдельные его положения только ленивый.
Прошло три месяца, страсти улеглись. Действовать закон начнет с 1 сентября 2013 года. Попробуем узнать мнение юриста правовой группы Центра лечебной педагогики о том, что сулит новый закон детям с ограниченными возможностями здоровья. Появился ли «свет в конце туннеля»?..
Материал взят с сайта «Особое детство»: http://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/109-.html
Кратко об основных новациях ФЗ «Об образовании»
Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов
Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе.
В прежнем (ныне действующем) законе также не было никаких запретов на этот счет; но политика государства была иной, имеющиеся нормы не исполнялись. В новом законе положения Конвенции в большей степени формализованы, и тем самым – закреплены.
Конкретизация определений
– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.
–Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.
– Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Новации по существу
1. Отдельно введены гарантии государства по предоставлению психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Она организуется субъектами РФ и предоставляется как центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП), так и специалистами образовательных организаций.
ЦППМСП созданы для консультирования как детей, так и родителей и образовательных организаций (ОО).
На них же может возлагаться и функция ПМПК; следовательно, ПМПК не будет оторвана от места, где ребенок наблюдается и ему оказывают помощь (нынешняя ситуация – обратная).
Появились некоторые нормы про ПМПК (хотя все равно дается отсылка к Положению, от него многое зависит).
2. Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.
Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций.
Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол.
Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное) – зависит от особенностей региона.
Минобразования должно разработать Типовые положения учреждений для разных «типов» детей с ОВЗ. К существующим «типам» добавлены «с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Финансирование
Норматив финансирования (подушевой) устанавливается с учетом специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ. Применение зависит от региона.
В Москве для ребенка-инвалида с ДЦП установлен коэффициент 3, для остальных детей с инвалидностью – 2. Для создания полноценных специальных условий обучения этого крайне недостаточно!
4. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и «содействует привлечению таких работников в организации».
По организации педагогического процесса
– Введено дисциплинарное взыскание к учащимся, вплоть до исключения из школы и перевода.
Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Следовательно, существует ненулевая опасность применения дисциплинарного взыскания к детям с умеренными эмоционально-волевыми, поведенческими и пр. нарушениями.
– Если ребенок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему дается год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию.
Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение («второй год»); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе (АОП); в) обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам.
В результате ребенок, не успевающий по отдельным предметам, имеет возможность не менять коллектив.– Для выпускников школ «VIII вида» – не имеющих основного среднего образования – при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нем отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения.
– В школах создаются комиссии по урегулированию споров (для родителей).
– Закреплено право родителей:
– «получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся»;
– присутствовать на обследовании ПМПК, обсуждать, высказывать мнение по поводу рекомендаций.
– Итоговая аттестация
Допускаются лица, выполнившие учебный план и не имеющие академической задолженности – если иное не установлено правилами проведения аттестации по образовательной программе, по которой они обучаются.
– Обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в интернатах: приоритетно обучение организуется за пределами интерната. Если нет возможности (образовательной инфраструктуры) – тогда в учреждениях. Направлено на социализацию и интеграцию детей в ДДИ и реализацию их права на образование.
– В ОО функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования. Следовательно, «продленка» в школе, а также «присмотр и уход» в детских садах могу стать платными. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией.
– Возраст поступления в школу
Было: начало обучения от 6,5 до 8 лет. Станет: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя. Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.
В новом учебном году категории «обучающиеся с овз» уже не будет
Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики.
На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями».
Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».
«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»
В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью – разные категории лиц.
Так, статус инвалида ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.
Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, обусловленных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. То есть категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.
Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями».
Ребенок- инвалид
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом
с особыми образовательными потребностями.
В связи с изложенным законопроект предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.
Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся со сложными дефектами» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта» и «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» соответственно.
Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении
Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.
Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.
Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона № 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.
Центры медицинской, социальной и психологической помощи
В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.
При этом перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощь будет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.
Адаптированные программы и специальные условия
В соответствии с законом 273-ФЗ, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в адаптации образовательных программ.
Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.
Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, на любом уровне получения ими образования.
Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.