+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Указание страны происхождения товара по 44 фз

Обзор основных изменений законодательства РФ о контрактной системе в декабре 2019 года – начале 2020 года

Указание страны происхождения товара по 44 фз

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.

2019 № 449-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара  в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме.

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях , составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Проблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке

По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.

Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):

– в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.

В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.

 При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а  речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?

Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок.  Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ: подтверждающие документы, требования к заполнению заявки

Указание страны происхождения товара по 44 фз

В ряде закупок от участников требуется указывать страну происхождения товара и подтверждать ее документально. Делать это нужно с учетом определенных законодательных ограничений.

Понятие страны происхождения товара

Определение понятия «страна происхождения товара» содержится в письме Минэкономразвития №Д28И-1889 от 2014 года. Согласно ему, под страной происхождения товара понимают одно или несколько государств, на территории которого был произведен определенный товар, или он был окончательно обработан.

Ранее требование об указании страны происхождения в заявке на участие встречалось во всех закупочных документах. С июля 2018 года заказчикам разрешается указывать страну происхождения товара, если продукция подпадает под запреты и ограничения.

Участие в закупках в рамках национального режима накладывает обязанность на участника включить наименование страны происхождения товара в передаваемую заявку. В других случаях указание страны происхождения не требуется.

Порядок применения национального режима содержится в ст. 14 44-ФЗ.

Ранее перечень товаров, для которых нужно было подтверждать страну происхождения товара, закреплял Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155. Теперь вместо него начал действовать Приказ Минфина №126н от 2018 года.

В перечень продукции входят определенные продукты питания, оборудование и машины, компьютерная техника и мебель и пр. По 44-ФЗ и приказу Минфина №126н от 2018 года преференции гарантируются странам, которые входят в ЕАЭС.

Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Помимо указанных документов, ограничения могут быть введены по Постановлениям Правительства.

Так, в 2018 году действуют запрет и ограничения при поставке иностранной продукции из сферы машиностроения (по Постановлению Правительства №656 от 2014 года), легкой промышленности (по Постановлению Правительства №791 от 2014 года), мебельной отрасли (по Постановлению Правительства №1072 от 2017 года) и пр.

Какими документами подтверждается

Если требование об указании страны происхождения товара прописано в закупочной документации, то участник должен:

  1. Указать ее в заявке на участие.
  2. Приложить документ, который подтверждает страну происхождения товара.

В случае когда заявка на участие состоит из двух форм, то в первой форме указывается страна происхождения, а ко второй части прилагается подтверждающий документ (например, при участии в аукционе и конкурсе).

Для подтверждения страны происхождения товара подойдут не все документы. Например, письма участника в данном случае будет недостаточно. На такую позицию указывает арбитражная практика, в частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 2018 года по делу № А43-16146/2017.

Страна происхождения товара может подтверждаться:

  1. Копией инвестиционного контракта или СПИК (в рамках такого контракта юрлицо инвестирует свыше 3 млрд р. в производство товара на российской территории, а государство закупает его продукцию без конкурса).
  2. Актом экспертизы, выданном Торгово-промышленной палатой. Он действует в течение 1 года.
  3. Заключением Минпромторга о производстве товара на российской территории или о том, что подобные товары не производятся в нашей стране.
  4. Декларацией. Она представляет собой заявление от производителя либо продавца товара, которое было отправлено из страны происхождения. В ней оформляется таблица, состоящая из трех столбцов с указанием на номер товара, его наименование и страну происхождения. Наименование государства указывается на основании ОКСМ. Документ содержит подпись ответственного лица и печать учреждения.
  5. Сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1, который оформляют уполномоченные органы государства экспортера (выдает ТПП на платной основе). Проверить подлинность сертификата можно онлайн на сайте ТПП по номеру.

Как правильно указать происхождение товара в заявке

В законодательстве о контрактной системе подчеркивается, что указывать страну происхождения участники должны только в закупках в рамках национального режима, то есть с запретами и ограничениями по допуску.

В заявке от участника должно быть название государства и подтверждающие документы, иначе заявка будет отклонена.

Но если требование об указании страны происхождения не было установлено, а участник его указал, то заявку отклонят законно.

Указание страны происхождения в заявках на участие может потребоваться при участии в открытом конкурсе по ст. 51 44-ФЗ, в открытом конкурсе в электронном формате по ст. 54.4 44-ФЗ и при участии в электронном аукционе по ст. 66 44-ФЗ.

Согласно изменениям от 2018 года, участник закупки, который не укажет страну происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, может продолжить участие в закупке, и его заявка не будет отклонена.

Но поставляемая им продукция будет приравнена к импортной со всеми вытекающими из этого последствиями:

  1. Если в отношении товара установлен запрет на закупку иностранной продукции, то заявку участника без подтверждающих документов отклонят. Например, если участник поставляет мебель или товары легкой промышленности, то импортная продукция к участию строго не допускается.
  2. Если запреты на иностранные товары не действуют, то в отношении поставки с иностранными товарами или с приравненными к ним контракт подписывается на условиях сниженной на 15% цены.
  3. При закупке с правилом «третий лишний» заявку будут рассматривать как ту, в которой предлагается иностранный товар. Если на торги придут минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то поставку с иностранными товарами отклонят.

Для правильного указания страны происхождения товара необходимо опираться на Постановление Госстандарта №529-ст от 2001 года, который ввел в действие Общероссийский классификатор с указанием стран мира.

При указании страны необходимо учитывать следующие правила:

  1. Не допускается использование сокращений, которые не приняты по классификатору. Наиболее типичными примерами таких сокращений являются РФ, КНР и США. ФАС в своих разъяснениях также подчеркивала, что использование сокращения РФ недопустимо. Вместо него нужно указывать официальное наименование «Российская Федерация», вместо США – «Соединенные Штаты Америки». Еще одна распространенная ошибка: указание широко употребимого понятия «Белоруссия» вместо официального «Беларусь».
  2. Недопустимо указывать город или регион без упоминания конкретной страны. Например, «Московская область» вместо «Российская Федерация».
  3. Нельзя использовать произвольные фразы в графе со страной происхождения: например «Товар отечественного производства», «Сделано в России» вместо корректного указания страны по классификатору.
  4. Нужно различать понятия «страна происхождения» и «наименование места происхождения». Под последним по ст. 1516 ГК понимается определенное место, которое ассоциируется с производством уникального товара. Например «тульский пряник», «вологодское кружево» и пр.
  5. Нужно различать страну происхождения товара и место регистрации товарного знака (бренд может быть зарегистрирован в России, а страной происхождения будет КНР).

Классификатор стран мира (ОКСМ)

Страна происхождения товара указывается в соответствии с общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

С актуальной версией классификатора стран можно ознакомиться по ссылке. В общероссийском классификаторе каждой стране присваивается три кода: буквенные коды альфа-2 и альфа-3, а также цифровой.

Буквенное обозначение присваивается стране по принципам сходства с названием государства на английском и французском языках.

Цифровой код обладает преимуществом перед буквенным, так как на него не могут повлиять изменения наименования страны, и он достаточно стабилен.

Последние изменения, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира могут вноситься правки с учетом изменений наименования страны и при прочих правках. В 2019 году внесены правки в наименование по 328 коду: Гайана-Кооперативная Республика Гайана-GY-GUY.

Изменилось наименование Королевства Свазиленд (748 код) на «748 – Эсватини-Королевство Эсватини», а также полное название «Ливия» изменилось на «Государство Ливия» у кода 434.

Таким образом, указание страны происхождения товара нужно указывать в заявке на участие, которую поставщик подает с учетом требований заказчика. Заказчик может установить обязанность поставщика указать страну происхождения в случае, если закупка происходит в рамках национального режима в рамках 44-ФЗ.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Тонкости применения национального режима по 44‑ФЗ

Указание страны происхождения товара по 44 фз

Статья актуальна на 26 января 2018

У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
  • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщик попадает в РНП и теряет обеспечение контракта.

Можно поменять страну в рамках ЕАЭС (например, привезти товар, сделанный тем же производителем на российском заводе, а не на казахстанском). При этом нельзя менять характеристики товара.  

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

В аукционе

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Страна происхождения товара по 44-ФЗ в 2019 году

Указание страны происхождения товара по 44 фз

С июля 2018 года в силу вступил ряд поправок в 44-ФЗ. Часть из них коснулась и порядка подачи заявки на участие в закупочных процедурах. Особое внимание стоит уделить необходимости указания страны происхождения товара в предложении участника. Ранее отсутствие этой информации становилось одним из частых поводов отклонения заявок. Теперь же ситуация изменилась.

Нужно ли указывать страну происхождения товара

Согласно обновленным нормам статьи 66 44ФЗ указание страны происхождения предлагаемого к поставке товара обязательно только в том случае, если это прописано в закупочной документации.

Заказчик имеет право устанавливать такое требование, когда продукция попадает под действие запретов и ограничений, установленных Правительством России.

В остальных случаях прописывать производителя или страну, в которой изготавливался товар, участник не обязан.

Если при проведении закупок, не попадающих под запреты и ограничения, участник все же указал в своей заявке страну происхождения товара, то это не признается основанием для его не допуска к процедуре.

Эти сведения расцениваются как дополнительная информация. Отклонение такой заявки будет считаться нарушением действующего законодательства, за что заказчик привлекается к административной ответственности.

Когда указание страны происхождения обязательно

По обновленному законодательству участник обязан указывать в первой части заявки страну происхождения только, если на этот вид продукции распространяются запреты или ограничения. Это касается следующих групп товаров:

  1. Программное обеспечение, входящее в перечень постановления Правительства №1236.
  2. Изделия машиностроения, указанные в постановлении №656.
  3. Товары легкой промышленности из постановления №791.
  4. Продукция, закупающаяся с целью обеспечения обороноспособности страны, приведенные в постановлении №9.
  5. Мебели и товары деревообрабатывающей отрасли, перечисленные в постановлении №1072.
  6. Радиоэлектроника, указанная в постановлении №968.
  7. Медицинские товары из постановления №102 и лекарственные препараты (№1289).
  8. Продукты питания, перечисленные в постановлении №832.

При проведении таких закупок участник должен не только указать в первой части заявки страну происхождения, но и подтвердить ее соответствующими документами, приложенными ко второй части. Если в первой части указания на страну производства не будет, то заявка отклоняется. 

Во второй части заявки участник обязан подтвердить указанную им страну изготовления товара. Такое правило установлено нормами статьи 14 44-ФЗ, а также отдельными постановлениями Правительства. В качестве подтверждающего документа могут быть использованы сертификаты СТ-1, копии инвестиционных контрактов или акты экспертизы, произведенной торгово-промышленной палатой. 

Судебная практика

Большинство обращений участников в ФАС и судебные инстанции связанных со страной происхождения товара вызвано незаконным отклонением заявок. Известны следующие прецеденты:

Проводилась закупка, подпадающая под действие статьи 14 44-ФЗ, но запреты и ограничения не были прописаны в закупочной документации. Заявку участника заказчик отклонил. Его действия были признаны судом незаконными, так как документация не содержала информации, предусмотренной статьей 66 44-Фз, Было вынесено предписание на отмену протокола рассмотрения заявок и корректировку документации.

При проведении процедуры, попадающей под действие статьи 14, участник не указал в первой части заявки страну происхождения товара, но прописал производителя и место изготовления. Заказчик отклонил предложение. Суд признал действия заказчика незаконными, так как из адреса производства отчетливо понятна страна происхождения товара.

Участник в первой части заявки перечислил несколько стран происхождения продукции. Отклонение заявки в таком случае, по мнению ФАС, незаконно.

Это обосновывается тем, что страной происхождения товара признается государство, в котором произошла большая часть технологических процессов изготовления изделия.

По мнению Верховного суда, страной производства может выступать и группа государств, которые совместно работали над созданием продукции. Это должно быть подтверждено соответствующим сертификатом.

По новым правилам указание страны происхождения обязательно только при закупках, попадающих под действие национального режима. Однако, чтобы избежать спорных ситуаций в переходный период, пока еще не все заказчики освоили новые требования 44-ФЗ, участникам рекомендуется прописывать в первой части заявок страну изготовления продукции.

Каким образом указывается наименование страны происхождения товара по закупкам в рамках 44-ФЗ?

Указание страны происхождения товара по 44 фз

Требование об указании страны происхождения товара входит в число обязательных при подаче первых частей заявок на участие в электронном аукционе и при подаче заявок на участие в открытом конкурсе. При заполнении поля в заявке с указанием страны наименования у участников нередко возникают определенные сложности.

Понятие

В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности.

Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития.

В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.

Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.

Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.

Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.

Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст.

73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст.

14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.

В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.

Какими документами подтверждается наименование страны

При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.

Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.

При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.

Для подтверждения того факта, что товар был произведен на территории ЕАЭС, часто используются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, выданные в Торгово-промышленной палате, либо копии инвестиционных контрактов.

Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать.

При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.

Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:

  1. 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна – Кооперативная Республика Гайана – GY – GUY.
  2. 2018 год: изменилось указание «748 – СВАЗИЛЕНД – Королевство Свазиленд» на «748 – ЭСВАТИНИ – Королевство Эсватини», полное название “Ливия” на “Государство Ливия” у кода LY.

Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:

  1. Программного обеспеченияиз перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
  2. Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
  3. Товаров легкой промышленности из ПП №791.
  4. Продукции из ПП №9.
  5. Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
  6. Радиоэлектроники из ПП №968.
  7. Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
  8. Продуктов питания из ПП№832.

Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке.

Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст.

Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Как правильно указывать страну происхождения 44 фз. об указании наименования страны происхождения то

Указание страны происхождения товара по 44 фз

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 марта 2017 г. N Д28и-1509 Об указании участником закупки в заявке наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г.

N 832 (далее — постановление N 832) установлено, что подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Таким образом, согласно пункту 3 постановления N 832 указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в указанный перечень, является подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов).

Постановлением N 832 не установлены требования к декларации о стране происхождения товаров. При этом полагаем, что декларация о стране происхождения товаров должна соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

[2]

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Правительством РФ установлены ограничения допуска к закупкам отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств.

Указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в специальный перечень, является подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов).

Декларация о стране происхождения товаров должна соответствовать ГК РФ и Закону о контрактной системе.

Правила определения страны происхождения товаров

Закон о контрактной системе требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в конкурсную или аукционную документацию.

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

[1]
  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Чтобы заявку не отклонили в процессе рассмотрения, следует правильно указать территорию возникновения. Правила, по которым определяется наименование той или иной страны (в том числе сокращенное), изложены в Постановлении Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

Требуется всегда приводить название места происхождения и указывать его полностью.

Например, ошибкой будет указать «РФ» вместо «Российская Федерация» либо привести город без указания государства, в котором он находится.

Следует четко соблюдать положения, которые содержит классификатор страны происхождения товара и называть место так, как в нем указано. Например, допустимо написать «Россия» или «Российская Федерация».

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Как правильно указывать страну происхождения 44 фз. Об указании наименования страны происхождения товара в составе заявки. Для Индивидуальных предпринимателей

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Проводится электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на поставку 40 наименований лекарственных препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование страны происхождения товара должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Первая часть заявки одного из шести участников аукциона содержит информацию о стране происхождения некоторых единиц товара в виде: «Таможенный союз ЕАЭС». В отношении таких позиций товара участником в первой части заявки перечислены номера регистрационных удостоверений лекарственных препаратов с разными странами происхождения (например, Россия, Беларусь). Все остальные характеристики товара в этой заявке соответствует аукционной документации (МНН товара, объем, дозировка и прочее).
Следует ли отклонить такую заявку?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе указание в первой части заявки вместо конкретной страны слов «Таможенный союз ЕАЭС» не является основанием для отказа в допуске подавшего ее лица к участию в электронном аукционе.

На наш взгляд, такой отказ возможен, если при описанных обстоятельствах из содержания заявки невозможно определить, какое количество предлагаемых участником закупки товаров соответствует каждой из указанных в заявке стран происхождения.

Однако в случае возникновения спора окончательно этот вопрос может быть разрешен лишь судом.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

14 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вопрос недели: Необходимо ли участникам электронного аукциона указывать в своих заявках наименование страны происхождения товара?

Вопрос по 44-ФЗ.

По Электронным аукционам, опубликованным после 01 июля 2018 года: должны ли мы отклонить заявку на поставку товара по первым частям, если в заявке не указана страна происхождения товара? При том, что никаких ограничений в соответствии со ст. 14 не установлено в документации. Если указание страны в этом случае не обязательно, то как заполнять в дальнейшем контракт с победителем, без указания страны происхождения в информации о товаре к поставке?

Сообщаю Вам следующее:

В тех случаях, когда предметом закупки является товар, участникам электронного аукциона необходимо указывать в своих заявках наименование страны происхождения товара предлагаемого ими к поставке только в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ

Следовательно, в случае если в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе заказчиком не установлено условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства, то отсутствуют основания для отказа участнику в допуске к участию в электронном аукционе по причине неуказания им в заявке на участие в аукционе наименования страны происхождения товара.

Обоснование

Согласно пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).

Из данной нормы следует, что участник аукциона указывает в заявке наименование страны происхождения товара только в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

В силу ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

Учитывая изложенное, полагаем, что в случае, если в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства не установлено, то в контракте наименование страны происхождения товара не указывается.

Дополнительно сообщаем, на основании п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.

2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,

Из пп. 6.3 указанного Положения следует, что ФАС России вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Учитывая изложенное, по дополнительным вопросам, связанным с применением законодательства о контрактной системе рекомендуемВам обратиться в территориальное управление ФАС России с запросом по указанному Вами вопросу:[email protected], прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 801, справки по телефону8(342)

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.