+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отказ в предоставлении персональных данных работников третьим лицам

Передача персональных данных третьим лицам без согласия — как наказать компанию?

Отказ в предоставлении персональных данных работников третьим лицам

— Организация бизнеса — Кадры — Передача персональных данных третьим лицам и ответственность за неё


Российским законодательством устанавливается, что вопросы передачи . В том числе данный вопрос имеет большое значение и при осуществлении трудовых взаимоотношений, которое невозможно без эпизодической передачи личных сведений.

При этом передача персональных данных третьим лицам без согласия человека, которого касается таковая информация, может подразумевать несение административной, дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности, поэтому знать о принципах проведения такой процедуры должен каждый работодатель, руководитель или сотрудник отдела кадров.

Передача персональных данных третьим лицам — что это такое

Под персональными данными с точки зрения международного и российского законодательства подразумевается любая информация прямо либо косвенно относящаяся к какому-либо конкретному человеку.

И законодательство большинства стран мира, равно как и международные нормативы по обеспечению защиты прав человека, обеспечивает защиту и персональных данных людей, так как они могут серьезно повлиять на безопасность и качество жизни отдельно взятого лица.

Более подробно о том, что такое персональные данные в России можно прочитать в отдельной статье, далее же будет рассматриваться непосредственно порядок их передачи и возможная ответственность за подобные действия.

Под передачей подразумевается предоставление информации, составляющей личные сведения, третьему лицу. При этом таковые действия могут осуществляться как в соответствии с законом, так и с нарушением действующего законодательства.

Передача может быть произведена в отношении любых видов персональных данных и в любом виде — как в устном, так и в письменном, визуальном или электронном.

Передача является одним из частных случаев обработки персональных данных, которая, в свою очередь, включает в себя и иные виды работы с рассматриваемой информацией.

Передачу личной информации может осуществлять как юридическое лицо, так и физическое лицо, что важно в рамках определения ответственности если данные действия являлись незаконными.

Значение имеет характер сведений, цели передачи данных и статус лиц, получающих или передающих таковую информацию. В зависимости от вышеозначенных факторов также может изменяться легальность подобных действий, если они проводятся без получения согласия лица, которого касается означенная информация.

Следует различать понятия передачи и разглашения персональных данных. Под передачей подразумевается персонифицированное предоставление сведений о физическом лице одному или нескольким третьим лицам в определенных целях. Разглашение же предусматривает широкое и не персональное предоставление доступа к личным сведениям заранее не определенному кругу лиц.

Как должна производиться передача персональных данных третьим лицам

Ллюбые персональные данные должны передаваться исключительно при наличии согласия лица, к которому относятся означенные сведения. Отсутствие такового согласия может привести к привлечению виновных лиц к ответственности.

Получение согласия обычно требуется в письменном виде, особенно если персональные данные были получены в рамках трудовых или иных, регламентируемых законом взаимоотношений.

Однако в случае простых ситуаций допускается и предоставление устного согласия — однако при наличии судебных разбирательств необходимо будет подтвердить получение такового различными фактами, к которым могут относиться свидетельские показания.

При проведении передачи в рамках трудовых взаимоотношений необходимо понимать, что даже при наличии согласия самого лица, чьи данные передаются третьей стороне, передаче подлежит исключительно информация, необходимая для разрешения каких-либо целевых вопросов, и использоваться означенные сведения тоже могут только в рамках цели передачи. В противном случае даже согласованная передача данных, если они впоследствии были использованы не по назначению, может быть признана незаконной.

Если персональные данные были получены из общедоступных источников или напрямую от самого лица, которое самостоятельно разгласило, то есть — сделало определенные данные общеизвестными, истребование согласия на передачу этой информации и её распространение не требуется.

Когда допускается передача персональных данных третьим лицам без согласия человека

Есть ряд ситуаций, в которых нет необходимости получать согласие лица на каждый случай передачи его личных сведений. В первую очередь это касается общей информации, необходимой для прямого определенных задач.

В частности, не является незаконной передача персональных данных в органы надзора и контроля в трудовых взаимоотношениях, движение данных в пределах предприятия между имеющими к ним доступ согласно внутренним документам лицами.

Также допускается отсутствие согласия на передачу данных правоохранительным органам и иным государственным структурам по их истребованию. Однако в данной ситуации также действуют требования о передаче исключительно целевых данных в ограниченном объеме и для использования в сугубо определенных заранее и обозначенных целях.

В случае, когда самому лицу, чьи персональные данные необходимо передать третьим лицам, грозит опасность, в том числе жизни, здоровью, имуществу или его иным охраняемым законом правам, в целях недопущения нарушения этих прав может быть допустима передача информации без согласия. Однако эти действия не лишают само физическое лицо права на обращение в суд, и именно в судебном порядке будет определяться правомочность подобных действий со стороны передающего лица.

Особенности передачи персональных данных третьим лицам в рамках трудовых взаимоотношений

Российские работодатели в обязательном порядке осуществляют обработку сведений, относящихся к персональным данным.

При этом на них трудовым законодательством возлагается обязанность по обеспечению всех необходимых мероприятий для защиты рассматриваемой информации.

В рамках таковой защиты в большинстве случаев работодателям необходимо обеспечить проведение ряда мероприятий:

  1. Разработка и принятие положения о персональных данных. В этом документе необходимо указать порядок обработки персональных данных в организации, а также особенности работы с этой информацией внутри организации.
  2. Получение от сотрудника согласия на обработку и передачу персональных данных. Данное согласие может быть получено как в отношении неопределенного периода времени, так и получаться разово по каждому конкретному случаю передачи сведений.
  3. Ознакомление трудящихся с документацией о персональных данных. Каждый работник в обязательном порядке должен быть ознакомлен со всеми нормативными документами, касающимися его трудовой деятельности и принципами обращения с личными сведениями.
  4. При передаче персональных данных третьим лицам, работодателю следует предупредить этих лиц о недопустимости распространения личных сведений и нецелевом использовании полученной информации.
  5. Если какой-либо из трудящихся осуществит незаконную передачу персональных данных другого работника или третьих лиц, то работодатель вправе привлечь подобного работника к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения, так как данные действия считаются грубым нарушением трудового законодательства.

Законы и нормативы о передаче персональных данных третьим лицам

Так как вопросы защиты прав трудящихся, а также человека в целом во многом затрагивают сферу обработки персональных данных, эти аспекты взаимоотношений имеют отражение и в различных нормативно-правовых документах, действующих в РФ. В частности, для разрешения большинства общих вопросов, связанных с передачей рассматриваемых сведений, следует ознакомиться со следующими юридически значимыми положениями российского законодательства:

  • Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации рассматривает принципы увольнения трудящихся по инициативе работодателя, среди которых допускается увольнение за грубое дисциплинарное нарушение в виде разглашения или незаконной передачи персональных данных работником, который получил доступ к ним за счет своего служебного положения.
  • Статья 86 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает принципы обеспечения безопасности личных сведений сотрудников предприятия.
  • Статья 87 Трудового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок хранения личных сведений при осуществлении трудовых взаимоотношений. регулирует принципы хранения и использования рассматриваемой информации в трудовых взаимоотношениях.
  • Статья 88 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общие принципы, согласно которым должна осуществляться передача персональных сведений в рамках сотрудничества трудящихся и работодателей.
  • Статья 89 Трудового кодекса Российской Федерации посвящена правам трудящихся в отношении сведений, которые относятся к их личным данным.
  • Статья 90 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы, согласно которым устанавливается ответственность за нарушение порядка работы с личной информацией.
  • ФЗ №152 от 27.07.2006 является основным нормативно-правовым документом, устанавливающим общегосударственную политику по порядку обработки и передачи персональных данных в рамках трудовых и иных видов взаимоотношений.
  • Ст 13.11 КоАП РФ рассматривает административную ответственность за незаконную передачу персональных данных.
  • Ст.173.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание юридических лиц с использованием чужих персональных данных, полученных в незаконном порядке.

Ответственность за передачу персональных данных третьим лицам

За незаконную передачу персональных данных законодательство предусматривает различные виды ответственности.

В первую очередь, если эти сведения были разглашены одним из сотрудников предприятия, работодатель вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

А именно — объявить замечание или выговор либо произвести увольнение, так как незаконное разглашение персональной информации относится к грубым дисциплинарным проступкам.

Административная ответственность может быть наложена на физическое лицо, а также на должностное лицо или на юридическое лицо в целом. В зависимости от характера проступка и вины в нем, размер санкций может варьироваться от предупреждения до 75 тыс. рублей административного штрафа.

Уголовная ответственность предполагает возможное привлечение к ней только виновных физических лиц. И только в случае, когда передача персональных данных была осуществлена с целью незаконной регистрации юридического лица. В данном случае максимальной санкцией может являться лишение свободы вплоть до трех лет.

(17

Источник:

Разглашение персональных данных: закон и ответственность, запрет на распространение и сбор без согласия

Защита конфиденциальности информации является обязанностью государства. Именно поэтому принимаются правовые нормы в сфере неразглашения третьим лицам личной информации. Наказание в данной ситуации может быть в виде штрафов и иного рода лишений. Разберёмся подробнее с этим вопросом.

Что такое персональные данные и конфиденциальность

Для того чтобы разобраться с этими понятиями, необходимо обратиться к федеральному закону РФ «О персональных данных». Так, под персональными понимается данныме любого рода, относящаяся к личным сведениям о том или ином гражданине.

Статья 7 вышеупомянутого ФЗ раскрывает понятие конфиденциальности персональных данных. Под ней понимается такая защита личных сведений о человеке, при которой лица, получившие к ним доступ, не имеют право разглашать их кому-либо без согласия правообладателя.

Особое внимание стоит уделить самому федеральному закону. Он был принят 27.07.2006 года. Состоит нормативный правовой акт из преамбулы, глав и статей. Всего в законе 6 глав, последняя из которых посвящена заключительным и переходным положениям.

Какие персональные данные нельзя разглашать

  1. Фамилия.
  2. Дата рождения.
  3. Отчество.
  4. Имя.
  5. Семейное положение.
  6. Имущественное положение.
  7. Паспортные данные.
  8. Доходы.
  9. Статус работника или безработного и др.

Именно эти сведения разглашению не подлежат.

Единственным исключением, когда данные могут использоваться и обрабатываться, является согласие самого их правообладателя. Как правило, такое согласие оформляется в форме письменного документа, в котором излагается запрос от организации на право обрабатывать подобного рода информацию.

За разглашение персональных данных сторонним лицам предусмотрена ответственность в рамках российского законодательства.

Установит, какие сведения можно отнести к персональным и получить ответы на другие важнейшие вопросы в этой сфере можно обратившись к ФЗ «О защите персональных данных». Более конкретно об этом мы пишем ниже.

Субъективные признаки разглашения

Согласно нормам действующего федерального законодательства, разглашением могут считаться следующие действия правонарушителя: разглашение той или иной информации хотя бы одному лицу; опубликование ее в интернете или в средствах массовой информации; опубликование данных в газете; передача их другим лицам для последующего использования и др.

Ответственность за предоставление персональных данных третьим лицам

Отказ в предоставлении персональных данных работников третьим лицам

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб.

, либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

, либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб.

, либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб.

, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с частью 1 ст. 22 федерального закона от 27.07.2006 n 152-фз «о персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. в п. 2 части 2 ст. 22 установлено, что оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. сторонами договора являются два юридических лица (заказчик и исполнитель), а не физическое лицо (субъект персональных данных), но согласно условиям договора заказчик передает персональные данные о своих работниках исполнителю для исполнения договора. помимо данных о фамилиях, именах и отчествах сотрудников заказчика, исполнителю передаются их паспортные данные.

обязан ли в таком случае исполнитель уведомлять уполномоченный орган об осуществлении обработки персональных данных, полученных от заказчика, так как он будет передавать их третьим лицам?

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

2 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————- *(1) Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.

*(2) Более подробно об этом смотрите Вопрос: Между юридическими лицами заключен договор оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования. Заказчик в рамках своего внутреннего регламента запросил информацию по конечным бенефициарам (персональные данные). Может ли исполнитель с письменного согласия субъектов персональных данных передать информацию на бумажном носителе без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных? Может ли в данном конкретном случае применяться исключение, предусмотренное п. 8 части 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

Все о персональных данных

goldyg / Shutterstock.com

СОДЕРЖАНИЕ

Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому лицу (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее – закон о персональных данных).

Такое широкое толкование позволяет относить к персональным данным практически любую информацию о человеке: сведения о его ФИО, поле и возрасте, образовании, месте жительства, семейном положении и др.

Помимо этого к персональным данным относится и изображение человека, с помощью которого можно установить его личность – например, фотография, видеозапись или портрет (разъяснения Роскомнадзора от 30 августа 2013 г.

«Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки»).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, их состав, а также совершаемые с ними действия (п. 2 ст. 3 закона о персональных данных).

Обработка персональных данных – любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 закона о персональных данных).

Читайте так же:  Расчет среднедушевого дохода для оказания социальных услуг

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу (п. 11 ст. 3 закона о персональных данных).

С 1 июля 2017 года ужесточилась административная ответственность за нарушения, допущенные при обработке персональных данных. Рассмотрим подробнее, какие правила необходимо соблюдать при работе с ними и какая ответственность теперь грозит нарушителям.

Последняя актуализация: 30 августа 2017 г.

Документы по теме:

Отказ от предоставления персональных данных. Образец и бланк для скачивания 2020 года

Отказ в предоставлении персональных данных работников третьим лицам
Федеральный закон 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предоставляет каждому гражданину возможность решать, кем, когда и в каких целях будут использованы его личные данные.

Отказ от предоставления персональных данных является документом, фиксирующим нежелание гражданина предоставлять заинтересованному лицу личные сведения.

Файлы в .

DOC:Бланк отказа от предоставления персональных данныхОбразец отказа от предоставления персональных данных

Что входит в понятие персональных данных

  • Вышеупомянутый закон «О персональных данных» определяет понятие персональных данных, как информации, которая позволяет достоверно идентифицировать обладателя этих данных. К таким данным относятся:
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные (адрес, место рождения и т.п.

    );

  • любые сведения, нотифицированные в личных документах: правах, трудовых книжках, дипломах и т.п.;
  • сведения о состоянии здоровья, физических и психических особенностях и др.

Этим же законом определена необходимость заинтересованных лиц запрашивать согласие на обработку в своих целях персональных данных гражданина.

Лицо, которому по желанию гражданина предоставляются для каких-либо целей личные данные, называется оператором персональных данных. В качестве оператора может выступать как государственная организация, так и частная, а также физическое лицо. Оператор несет ответственность за раскрытие третьим лицам полученных персональных данных в рамках действующего законодательства.

Обязанность испрашивать согласие

Законодательно определен запрет на использование, хранение и передачу личной информации о ком-либо без его на то прямо выраженного согласия, кроме особо оговоренных случаев, которые мы рассмотрим ниже. Согласие должно быть оформлено в письменном виде с соблюдением следующих критериев:

  1. конкретность. В документе должен быть четко указан тип информации, согласие на работу с которой предоставляется (ФИО, адрес, домашний телефон и т.п.), тип операций, для проведения которых запрашиваются данные, например, предусмотрено только хранение или передача (кому) и т.п.;
  2. согласие должно быть выражено после того, как субъекту разъяснена его суть;
  3. согласие должно быть осознанным, то есть данным лицом, в полной мере осознающим смысл подписываемого документа.

В организациях должны быть разработаны внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок обращения персональных данных работников, а также порядок дачи и отзыва работником согласия на работу с его персональными данными и действий при отказе работника от предоставления персональных данных (Положение о персональных данных). Кроме того, там же определяется и обязанность уничтожения данных после истечения срока их надобности.

Как правило, формы для согласия на обработку персональных данных, отзыва согласия и отказа от предоставления данных являются приложением к Положение о персональных данных и утверждаются одновременно с ним.

Составляем отказ

Отказ работника или иного субъекта персональных данных предоставлять персональные данные является его правом. Никакие санкции за это не предусмотрены. Кроме того, работник по своему желанию в любое время имеет право отозвать уже данное согласие на обработку данных. За это также не предусмотрено никакого наказания.

Однако необходимо помнить, что без использования персональных данных невозможно, например, заключение трудового или гражданско-правового договора, а это значит, что отказ от предоставления персональных данных в данном случае будет равноценен отказу от заключения контракта.

Как уже было сказано выше, организации и другие операторы персональных данных сами могут разрабатывать форму документа. Как правило, в таком случае работнику будет предложено заполнить уже имеющийся бланк.

Законом допускается составление отказа от предоставления персональных данных в свободной форме. На нашем сайте представлен типовой шаблон отказа от предоставления персональных данных, который вы можете индивидуализировать, внеся свои данные.

При составлении документа необходимо соблюдать следующую структуру:

  1. в «шапке» в правом верхнем углу листа указываются: ФИО и должность руководителя организации или физического лица, на имя которого пишется отказ, наименование организации, ФИО и паспортные данные лица, составляющего отказ;
  2. по центру ниже пишется название документа «Отказ от предоставления персональных данных»;
  3. в теле документа четко излагается нежелание предоставлять оператору персональные данные: «При устройстве на работу в ООО «Макинтош» мне было предложено подписать согласие на предоставление персональных данных. Я отказываюсь предоставлять ООО «Макинтош» свои персональные данные, поскольку…»;
  4. указание на то, что работнику (субъекту персональных данных) разъяснены последствия отказа от предоставления данных — если они разъяснялись;
  5. указание на возможность субъекта персональных данных обратиться в суд, если за отказ будут назначены санкции;
  6. подпись и дата составления отказа.
  7. Документ составляется в двух экземплярах, один из которых после проставления отметки о регистрации документа или о вручении документа остается у написавшего отказ. Второй экземпляр предоставляется оператору данных.

    Допускается ли работа с данными без согласия

    В отдельных, установленных ФЗ «О персональных данных» случаях, личные данные гражданина могут быть использованы без его на то выраженного согласия. В частности, не требуется согласие, если:

    1. данные вносятся в Архивный фонд РФ;
    2. информация предназначена для защиты здоровья и жизни гражданина;
    3. информация используется в целях составления статистических отчетов и является обезличенной (например, процент жителей г. Оренбурга старше 55 лет);
    4. лицо участвует в судебном производстве;
    5. если лицо по закону обязано предоставлять такую информацию;
    6. данные используются членами семьи для личных нужд и нужд семьи, и др.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.