+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Транспортный налог 2019

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Транспортный налог касается абсолютно всех владельцев транспортных средств – как частных лиц, так и организаций. Он возникает тогда, когда возникает право собственности на транспорт, зарегистрированное в определенном законодательством порядке.

Транспортный налог – это прямой налог, то есть такой, который взимается непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам также относятся “подоходный” налог (НДФЛ), налог на прибыль, на имущество, на наследство.

Это региональный налог. Его правовые основы установлены главой 28 Налогового кодекса РФ, но часть полномочий отдана региональным властям. Законами субъектов федераций устанавливаются ставки налога (в рамках, данных НК РФ), порядок и сроки уплаты, налоговые льготы. Именно поэтому за деталями по транспортному налогу нужно обязательно обращаться к законодательству региона.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (тему объекта налогообложения транспортным налогом разберем чуть ниже).

Не уплачивают транспортный налог (не являются налогоплательщиками):

  • Организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
  • FIFA и дочерние организации FIFA, национальные футбольные ассоциации и другие организации, связанные с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017.

Инвестор по соглашению о разделе продукции также имеет право не уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (кроме легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции – приказ МНС РФ от 07.06.2004 N САЭ-3-01/355@.

Объекты налогообложения

Объекты налогообложения транспортным налогом определены списком в статье 358 НК РФ.

Это:

  • автомобили
  • мотоциклы
  • мотороллеры
  • автобусы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу
  • самолеты
  • вертолеты
  • теплоходы
  • яхты, парусные суда
  • катера
  • снегоходы, мотосани
  • моторные лодки
  • гидроциклы
  • несамоходные (буксируемые) суда, и др. водные и воздушные транспортные средства

Перечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке.

Не являются объектами налогообложения:

  • Весельные лодки, моторные лодки с двигателем не свыше 5 л. с.
  • Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также полученные через органы соц. защиты с мощностью двигателя до 100 л. с.
  • Промысловые морские и речные суда.
  • Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
  • Тракторы, комбайны, спецмашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для сельхозработ.
  • Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
  • Транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии документального подтверждения факта их угона).
  • Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
  • Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Обратите внимание: в Письме ФНС РФ от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ разъяснены вопросы определения категории автотранспортных средств для целей налогообложения.

Налоговая база

Налоговая база по транспортному налогу исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства:

  • как мощность двигателя в лошадиных силах (для автотранспорта);
  • как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (для воздушного транспорта);
  • как валовая вместимость в регистровых тоннах (для водного несамоходного транспорта);
  • как единица транспортного средства (в остальных случаях).

Налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговый период

Налоговый период по транспортному налогу – календарный год.

Отчетные периоды для организаций:

  • I квартал
  • II квартал
  • III квартал

Региональным органам власти дано право НЕ устанавливать для налогоплательщиков-организаций отчетные периоды.

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

Налогоплательщики уплачивают налог (авансы по нему и окончательный платеж) по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки, при отсутствии такового – место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место жительства собственника транспортного средства;
  • для иных транспортных средств – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место жительства собственника транспортного средства.

В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление налога производится с учетом коэффициента – как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 1 января 2016 года месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15-го числа.

Уплата транспортного налога и авансов по нему юридическими лицами:

Организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по нему. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (напомним, что отчетным периодом для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал, третий квартал).

Уплата налога по итогам года производится не позднее срока подачи налоговых деклараций, т.е. не позднее 1 февраля 2017 года. Напомним, что сроки уплаты транспортного налога и авансов по нему (для юридических лиц) могут быть установлены на региональном уровне – необходимо обратиться к законодательству своего региона.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Организации обязаны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (средней стоимостью от 3 млн рублей).

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта на официальном сайте ФНС РФ.

Ранее повышающий коэффициент необходимо было применять только при уплате транспортного налога за весь налоговый период, а авансы можно было уплачивать без учета этих коэффициентов. Эта норма введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

Уплата транспортного налога физическими лицами:

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления. То есть самостоятельно рассчитывать налог им не нужно – за них это сделают налоговые органы на основании сведений, полученными ими о госрегистрации транспортного средства.

Уплатить его нужно не позднее 1 декабря 2017 года – за прошедший год.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Этим же сроком ограничена и обязанность налогоплательщика по уплате налога.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога утверждена Приказом ФНС РФ от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@.

Транспортный налог по НК РФ — последняя редакция главы 28 Налогового Кодекса. Закон г. Москва и Сакнкт-Петербурга о транспортном налоге в 2020 году

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Общий порядок расчета и выплат транспортного налога (ТН) регулирует Налоговый кодекс РФ. Кроме того, устанавливать ставки и льготы для физических и юридических лиц имеют право и субъекты Российской Федерации. А значит, в разных регионах страны размеры ТН и льготы отличаются.

Какие законы регулируют транспортный налог

Налогу на автомобили посвящена глава 28 Налогового кодекса РФ. Глава определяет налогоплательщиков и типы транспортных средств, на которые распространяется налог, устанавливает общие ставки и границы, за которые они не могут выходить в регионах, а также основные правила расчета и выплат для физических и юридических лиц.

Однако транспортный налог по статье 356 НК РФ регулирует не только Налоговый кодекс. Этот налог относится к региональным, и субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать:

  • налоговые ставки;
  • льготы;
  • сроки выплат и порядок отчетности для налогоплательщиков-организаций.

Транспортный налог… устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Cт. 356 НК РФ

Так, если в вашем регионе существует закон о ТН, это означает, что ставки, по которым рассчитывается общая сумма налога, устанавливает региональное законодательство. Если в регионе такого закона нет, то налог уплачивается в общем порядке согласно главе 28 Налогового кодекса РФ.

Что изменилось в порядке уплаты транспортного налога в 2020 году

1Для физических лиц.

Налог для физических лиц по последней редакции налогового кодекса РФ в 2020 году не претерпел никаких изменений. Порядок подсчета ТН и сроки выплат для автовладельцев-граждан остались прежними.

2Для юридических лиц.

Что касается налогоплательщиков-организаций, то для них поменялось всего одно правило. Транспортный налог по главе 28 НК РФ в 2020 году требует от юридических лиц использовать новую форму налоговой декларации. Это положение было введено Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@.

Отличия новой декларации от старой небольшие – во втором разделе отчета добавлено несколько строк (например, дата регистрации, дата снятия с учета ТС и др.). Организации обязаны использовать новую форму для отчетности за 2019 год, то есть уже с начала 2019 года.

Закон города Москва о транспортном налоге

Законодательные органы Москвы и Московской области самостоятельно устанавливают ставки, льготы, сроки и другие правила оплаты ТН. Регулирует эти правила Закон № 33 г. Москва “О транспортном налоге” и Закон Московской области №129/2002-ОЗ соответственно.

Местное законодательство имеет право регулировать сроки уплаты налога только для юридических лиц. Срок выплаты по ТН для физ. лиц единый для всех регионов страны – до 1 декабря 2020 года за прошлый налоговый период (2019 год).

Согласно Закону г. Москвы и Закону Московской области о транспортном налоге на 2020 год для жителей региона установлены такие налоговые ставки по легковым авто:

Мощность двигателя л.с. (кВт) Ставка (руб.) для г. Москва Ставка (руб.) для Московской обл.
до 100 л.с. (до 73,55 кВт)1210
101 – 125 л.с. (73,55 – 91,94)2534
126 – 150 л.с. (91,94 – 110,33)3534
151 л.с. – 175 л.с. (110,33 – 128,7)4549
176 – 200 л.с. (128,7 – 147,1)5049
201 – 225 л.с. (147,1 – 165,5)6575
226 – 250 л.с. (165,5 – 183,9)7575
от 251 л.с. (от 183,9)150150

Закон Санкт-Петербурга о транспортном налоге

Порядок расчета ТН для автовладельцев г. Санкт-Петербурга устанавливает Закон Санкт-Петербурга № 487-53. Жителям Ленинградской области следует изучить Закон Ленинградской области от 22.11.2002 № 51-ОЗ.

Согласно законам ставки для легковых авто в 2020 году составляют:

Мощность двигателя л.с. (кВт) Ставка (руб). для Спб Ставка (руб.) для Ленинградской обл.
до 100 л.с. (до 73,55 кВт)2418
101 – 150 л.с. (73,55 – 110,33)3535
151 – 200 л.с. (110,33 – 147,1)5050
201 -250 л.с. (147,1 – 183,9)7575
от 251 л.с. (от 183,9)150150

Вы можете ознакомиться с актуальным ставками для всех типов транспортных средств, сроками оплаты ТН и льготами согласно законам каждого региона здесь.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 10 декабря 2019 г.

Налоговый кодекс рф транспортный налог физ лиц

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно.

В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу.

В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств

Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

Ставки и сроки уплаты транспортного налога

Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:

  • региональная фиксированная ставка
  • количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
  • количество месяцев владения, разделённое на 12

Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.

Особенности льготы по транспортному налогу

Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов.

Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог».

Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения.

Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения.

То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогуи определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который нетрудно и в Интернете. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.

О том, как по регионам может различаться величина ставок налога, читайте в материале «Ставки транспортного налога по регионам — таблица 2018-2019».

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст.

358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по транспортному налогу

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ.

Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе.

 Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель.

Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это  зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.

) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ» Попробовать бесплатно

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил.

Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно.  Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*.

Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150  рублей на одну л.

с.

У субъектов РФ есть право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за  полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц.

Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается.

Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.  

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а  1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с.

Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит  141,75 руб.(0.25 х 7 руб.

х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска.

В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5.

Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ).  Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму транспортного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы.

ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения.

В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть. 

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции.

Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор).

Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  Физлиц, не исполнивших указанную обязанность,  могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки.

Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по транспортному налогу

По транспортному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации  сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2019 год нужно отитаться не позднее 3 февраля 2020 года, так как 1 февраля — это суббота). Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По транспортному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации  деклараций не сдают.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать декларацию за 2019 год

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию за 2019 год нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

Транспортный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

Налоговый кодекс транспортный налог с физических лиц

Транспортный налог – это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица – владельцы транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов, самолетов, яхт, катеров, снегоходов, гидроциклов и других транспортных средств).

Налог с транспортных средств является региональным – это означает, что он начисляется и уплачивается на основании главы 28 Налогового кодекса РФ и законов субъектов РФ транспортном налоге.

Региональные законодательные органы определяют:

Узнать о ставках и льготах по транспортному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения транспортным налогом

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

Достаточно часто нам задают следующие вопросы: “А как быть, если автомобиль угнан, находится на штрафстоянке или просто стоит в гараже и не используется? Признается ли он в этом случае объектом обложения транспортным налогом?”

Согласно статье 357 НК обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобилем никто не пользуется, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.

Что же касается угнанных автомобилей, то по правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

12.07.2018 ФНС выразила следующее мнение:

  • чтобы не уплачивать налог, угнанное транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета;

  • не облагается налогом транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (к таким документам может относиться, в частности, справка об угоне (краже) транспортного средства, справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном, справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности);

  • если розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета, налогообложение возобновляется.

10.10.2018 ФНС разъяснила следующее:

  • по новым правилам владельцы авто, находящихся в розыске, смогут в упрощенном порядке прекратить их регистрацию в органах ГИБДД;

  • Налоговый кодекс РФ освобождает такие автомобили от налогообложения, если факт угона (кражи) разыскиваемого транспортного средства подтверждается документом, который выдан уполномоченным органом. Исчерпывающий перечень таких документов не установлен ни Налоговым кодексом РФ, ни иными нормативными актами.

    В частности, к ним могут относиться выданные правоохранительными органами справки об угоне (краже) транспортного средства, о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном (кражей), вступившие в силу судебные акты или постановление о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) автомобиля из-за истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности;

  • так как транспортный налог начисляется ежегодно, факт розыска транспортного средства в связи с его угоном (кражей) необходимо подтвердить для соответствующего налогового периода;

  • теперь регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины достаточно подать об этом заявление в органы ГИБДД. Это позволит им передать необходимые сведения в налоговые органы, чтобы исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства было прекращено независимо от периода розыска автомашины.

Налоговая база

Налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Плательщики транспортного налога

На основании статьи 357 НК плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Данное положение является спорным, т.к. из буквального толкования статьи 357 НК следует, что круг налогоплательщиков в ней не определены (а другой федеральный закон, в котором были бы определены налогоплательщики транспортного налога, отсутствует), следовательно, налог не считается законно установленным, а это значит, что обязанности по его уплате нет.

Не смотря на положение статьи 357 НК налогоплательщики в ней не определены законом, т.к. вопросы регистрации ТС регулируются приказами МВД, а это означает, что налогоплательщики определяются не законодательной властью, а исполнительной, что противоречит положениям статьи 57 Конституции РФ.

Что же делать в таких случаях? Некторые авторы (например, – Королева А.Н.) для тех, кто не боится смелых экспериментов, в такой ситуации предлагают обращаться в ФНС с письмом следующего содержания:

Заявление

Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как “транспортный налог”.

Требование об уплате данного налога является незаконным.

Согласно ст. 357 НК РФ “налогоплательщиками… признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства…”.

При этом:

  • к законодательству (гражданскому, налоговому и т. д.) относятся Кодексы и федеральные законы (ст. 3 ГК РФ, ст. 1 НК РФ). В соответствиями с положениям законов «О введении в действие части первой/второй Гражданского/Налогового кодекса…» при отсутствии закона временно могут применяться или указы Президента Российской Федерации, или постановления Правительства (принятые, соответственно, до введения в действие соответствующих Кодексов);
  • согласно части первой НК РФ налогоплательщики любого налога могут быть (должны быть) определены исключительно законодательными актами.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.