+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Илон Маск — «космический» миллиардер

Илон Маск: гений, миллиардер, филантроп и визионер

Илон Маск — «космический» миллиардер

Самое частое слово, которое можно услышать в отношении Илона Маска — «будущее», однако он герой вне времени, вернее, герой всех времен сразу.

Он словно воплощает идеалы мечтателей прошлого (не случайно его часто сравнивают с Тони Старком, образ которого создавался еще в 1960-х годах), прекрасно разбирается в том, что происходит в настоящем, при этом взгляд его устремлен в будущее.

Рассказываем о главных проектах этого гениального предпринимателя и выдающегося изобретателя.

Маск: восхождение

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в ЮАР.  Его отец, Эррол Маск, был инженером, а дед — поклонником авиации, который любил путешествовать на собственном одномоторном самолете. Так что, можно сказать, постоянное стремление подниматься и покорять новые высоты, любовь к изобретательству и приключениям в семье Масков передается из поколения в поколение.

Эту жажду знаний унаследовал и Илон Маск. Он рос замкнутым и необщительным ребенком, а главными его друзьями были книги. Поглощать энциклопедии целыми томами ему помогала в том числе и фотографическая память, благодаря которой Маск запоминал любую информацию с первого же прочтения.

Из-за этого он заработал репутацию заучки и всезнайки — а такие дети, как правило, не пользуются популярностью в школе.

Спасением для Маска были не только книги, но и инженерия в самом широком смысле слова. В десять лет ему подарили первый компьютер — это стало своеобразной точкой отсчета, первым определяющим шагом на пути, по которому он пойдет дальше по жизни. Быстро научившись программировать, Маск уже в 12 лет продал первую видеоигру собственной разработки и получил за нее 500 долларов.

Помимо этого, у него рано проявился и предпринимательский талант: Маск вкладывал деньги в акции фармацевтической компании, а за сводками следил по газетным выпускам.

Дождавшись благоприятного момента, он выгодно продал акции, заработал несколько тысяч долларов и уехал в Канаду, где поступил сначала в университет Куинс в Кингстоне, а в 1991 году перевелся в Университет Пенсильвании в США. Здесь сферами его интересов стали бизнес и физика — Маск получил степени бакалавра экономики и бакалавра физики.

Но продолжить путь в науке уже не получилось: поступив в 1995 году в Стэнфорд для получения степени доктора наук в области физики энергии, Маск ушел оттуда через два дня, чтобы заниматься бизнесом и развитием своей первой компании, Zip2 Corporation. Ее Маск основал вместе с братом, а специализировалась она на предоставлении программного софта для новостных компаний.

В 1999 году они продали Zip2 Corporation, и Маск получил 7% от продажи — 22 млн долларов, и начал задумываться о том, чтобы заняться чем-то гораздо более масштабным, что действительно изменит мир. До того момента, как журнал Forbes оценит его состояние в $22,5 млрд, оставалось 19 лет.

PayPal как взлетная площадка для SpaceX

фото: Paul Sakuma/AP

Сегодня PayPal — крупнейшая дебетовая электронная платежная система, через которую во всем мире люди оплачивают счета и покупки, отправляют и принимают переводы. Но так было не всегда: еще в 2000 году PayPal была одним из подразделений Confinity. Эта компания заключила сделку о слиянии с X.com, принадлежавшей Маску. Поскольку X.

com так же занималась электронными платежами, Маск настаивал на том, чтобы объединить два профильных подразделения Confinity, но при этом сделать ставку именно на бренд X.com, а не на PayPal. Такой подход вызывал разногласия внутри руководства, обстановка накалялась, и в итоге совет директоров отстранил Маска от работы.

Впрочем, те решения, которые Маск успел принять, пока еще находился в должности, оказались стратегически верными и эффективными: он правильно просчитал (или почувствовал), что X.

com и PayPal действительно нужно сливать воедино, и что будущее за электронной коммерцией в интернете, поэтому необходимо развивать онлайн-платежи в первую очередь на аукционах.

Компания стала называться PayPal и уже в феврале 2002 года разместила акции на бирже, а в октябре ее купила eBay за 1,5 млрд долларов. Хотя Маск и был отстранен от управления, ему все еще принадлежало почти 12% акций компании — от этой сделки он получил 180 млн долларов.

Можно было ожидать, что после такого невероятного успеха он купит целую цепочку островов и уедет отдыхать на несколько лет, однако Маска никогда не интересовали острова: он мечтал о космосе.

Помимо амбициозной цели освоения межзвездного пространства в целом, были и более практичные проекты — в частности миниатюрная экспериментальная оранжерея на Марсе, которую Маск хотел назвать Mars Oasis, поскольку собирался выращивать там продовольственные культуры.

Однако космос всегда был монополией государства, и не только в США, а практически во всех странах. Тогда у Маска созрела невероятная идея: основать компанию, которая бы делала работу NASA, только лучше.

Так в июне 2002 года на свет появилась Space Exploration Technologies Corporation, единственным инвестором которой в первые годы был Маск, рискнувший вложить в ее развитие личные 100 млн долларов. Сегодня компания известна во всем мире как SpaceX.

Она ставит себе действительно глобальную цель: значительно сократить расходы на полеты в космос и открыть человечеству путь к колонизации Марса.

С самого начала Маск понимал, что главная задача — это не разобраться, как выйти на орбиту, а разобраться, как сделать это дешево. Маск даже приезжал в Россию, чтобы договориться о покупке ракет, но в итоге стороны не пришли к соглашению, так что SpaceX пришлось думать, как снизить затраты при производстве двигателей и систем администрирования и запуска.

Маск, который, по его собственному признанию, изучил ракетостроение по книгам самостоятельно, взглянул на проблему с принципиально другой стороны: в то время как все инженеры прикладывают максимум усилий, чтобы сделать эффективными двигатели, Маск сосредоточился на том, чтобы выжать все возможное из первой ступени.

И этот расчет оказался верным, ведь это один из самых дорогих элементов всей ракетно-космической транспортной системы, а его обычно утрачивают.

Создание возвращаемой ступени с возможностью ее повторного и даже многократного использования позволила многократно сократить расходы: по оценкам SpaceX, один запуск обходится в среднем в 61 млн долларов — у NASA же эти цифры достигают 450 млн долларов.

Сегодня SpaceX — одно из самых узнаваемых имен в аэрокосмической промышленности. Это первая частная компания, которая когда-либо создавала и запускала свои собственные ракеты и космические капсулы на Международную космическую станцию, возвращала их на Землю и состыковывалась с МКС. Среди самых запоминающихся достижений SpaceX:

  • успешно запущенный, выведенный на орбиту и возвращенный на землю космический корабль Dragon (8 декабря 2010 года);
  • пристыковка первого в истории частного корабля к МКС (25 мая 2012 года);
  • первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года);
  • первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года);
  • первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года);
  • первый успешный запуск и посадка использованных ступеней сверхтяжелой Falcon Heavy, самой мощной из существующих сегодня ракет-носителей (6 февраля 2018 года);
  • запуск, стыковка с МКС, отстыковка и успешное приводнение первого частного пилотируемого корабля Dragon-2 (8 марта 2019 года).

По заявлению самого Маска, SpaceX намерена и дальше работать над тем, чтобы максимально сократить расходы на космические полеты: он пообещал, что в будущем один запуск будет обходиться не больше чем в 2 млн долларов. В таком случае, по сравнению с гигантами отрасли, SpaceX можно назвать практически лоукостером аэрокосмической индустрии.

Tesla и SolarCity

Практически одновременно со SpaceX появилась еще одна компания, основание которой принято ассоциировать с Илоном Маском, — Tesla Motors, сегодня известная как Tesla.

На самом деле ее создали в июле 2003 года Мартин Эберхардом и Марк Тарпеннинг, а Маск был ключевым инвестором, к которому партнеры обратились еще на стадии запуска своего амбициозного стартапа.

Илон Маск, который всегда стремился поддерживать идеи, приближающие будущее, охотно согласился инвестировать в многообещающий проект по производству электрокаров и занял место председателя совета директоров Tesla Motors.

Проблемы стали очевидны уже в самом начале: у Эберхарда и Тарпениннга было много идей и энтузиазма, но не хватало технической и научной базы. Очень многому им приходилось учиться с нуля и постигать основы автомобилестроения.

В такой обстановке сроки выпуска первой модели затягивались, и у Маска, активно привлекавшего новых инвесторов и потенциальных покупателей, начали портиться отношения с Эберхардом.

Помимо этого, Маска не устраивало, что СМИ называют его всего лишь инвестором: он настаивал, что был соучредителем Tesla Motors и принимал участие в разработке модели The Roadster.

Дело кончилось тем, что по настоянию совета директоров в 2007 году Эберхард подал в отставку и занял пост президента по технологиям. Руководство Tesla взял на себя Маск, который к тому моменту уже полностью погрузился в дела компании.

Его жесткий, но эффективный стиль управления, а также новые финансовые вливания, позволили компании преодолеть многие трудности и даже выстоять во время экономического кризиса, когда о банкротстве заявляли такие гиганты индустрии, как General Motors.

Параллельно с разработкой электрокара Маск развивал идею доступной альтернативной энергии, ведь мало было представить модель автомобиля на аккумуляторе — нужно было придумать, где и как его можно будет зарядить. В 2006 году появилось дочернее предприятие Tesla — SolarCity, главной задачей которого стала установка солнечных энергосистем.

Основали компанию братья Питер и Линдон Райв, а возглавил SolarCity их кузен — Илон Маск, которому и принадлежала идея проекта.

Компания начинала с установки солнечных панелей на частных домах — оборудование предоставлялось в лизинг, а сегодня SolarCity — один из лидеров отрасли, обеспечивающий панелями и энергией объекты таких крупных организаций, как Walmart, Intel, eBay, и даже армию США.

Кроме того, была разработана инфраструктура комплекса зарядных станций, где владельцы Tesla могли бы зарядить свои автомобили. Ценовая политика SolarCity несколько раз менялась, но в 2019 году Илон Маск вновь объявил, что владельцы премиальных моделей Tesla получают возможность пожизненной бесплатной зарядки своих автомобилей.

Hyperloop

Еще один транспортный инновационный проект Илона Маска — правда, в отличие от Tesla, пока находящийся на стадии разработки, — Hyperloop. Эту концепцию вакуумного поезда сам Маск называет пятым видом транспорта после самолета, автомобиля, корабля и железных дорог.

Идея создания Hyperloop похожа на историю появления SpaceX: Маска не устроил правительственный проект высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Маск решил, что сможет сделать лучше, быстрее, дешевле и эффективнее: добиться скорости в 480-1220 км/ч (в зависимости от рельефа), в то время как заявленные показатели государственного проекта не превышали 322 км/ч.

Маск объявил, что California High-Speed Rail станет самой медленной и дорогостоящей среди всех скоростных железнодорожных магистралей мира и взялся за дело сам.

В 2012 году Маск поделился в своем интервью, что Hyperloop — расположенный на опорах надземный трубопровод, по которому будут ходить поезда на воздушной подушке, — позволит добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско (561 км по прямой) всего за 30 минут. Дорогу будет питать солнечная энергия, а транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро, поэтому пассажирам не нужно будет подстраиваться под расписание.

Идея Hyperloop звучит многообещающе и даже фантастически — примерно так же, как и планы Маска основать колонию на Марсе — однако первые шаги в реализации системы вакуумного поезда уже предпринимаются. На сегодняшний день построена испытательная трасса в Хоторне (1,5 км) и Лас-Вегасе (500 метров).

Параллельно с этим возводится полигон в Тулузе (1,3 км), планируются эксплуатационные трассы длиной 10 км в Дубае и Тунжэне, прокладывается тоннель между Балтимором и Вашингтоном. В 2019 году в ходе студенческого соревнования Hyperloop pod competition был зарегистрирован новый рекорд скорости Hyperloop — 463 км/ч.

Пока это, конечно, далеко от обещанных 1220 км/ч, однако уже гораздо больше, чем 322 км/ч по правительственному проекту. 

Хотя большинство проектов Илона Маска (за исключением программ SpaceX) сегодня кажутся невыполнимыми, а его планы по колонизации Марса звучат как сюжет из научной фантастики, Маска это не останавливает.

В конце концов, посадка ступени ракеты-носителя тоже еще совсем недавно была недостижимой мечтой, но именно из космических амбиций визионеров и изобретателей, которых многие современники считают сумасшедшими, и создается будущее, а нереальное превращается в реальность.

Не взлетим, так поплаваем. Как удачный тестовый запуск Crew Dragon повлияет на судьбу Илона Маска

Илон Маск — «космический» миллиардер

Коротко:

— что ждет SpaceX перед первым пилотируемым запуском на МКС

— почему компания Илона Маска может угробить российские космические корабли

— кто не верит в колонизацию Марса

Ракетостроительная компания SpaceX, которая принадлежит миллиардеру Илону Маску, провела последний тестовый запуск космического корабля Crew Dragon. Теперь SpaceX ждет первая в истории отправка людей на орбиту и начало новой эры в истории NASA.

Как можно не любить Илона Маска? Этот 48-летний весельчак с парой десятков миллиардов на счету может нелепо станцевать на презентации электрокаров Tesla, затянуться марихуаной прямо во время интервью, запустить тысячи спутников в космос для доступа к интернету по всей Земле и постоянно радовать аудиторию своими причудливыми идеями вроде мультяшного электрического пикапа Cybertruck. Не говоря уже о постах с мемами и шутками на его личной странице в .

Несмотря на харизму и умение заигрывать с аудиторией, к «революционности» идей Илона Маска все же есть вопросы. НВ уже писало о том, что пришлось пережить Tesla, чтобы в эту компанию, наконец, поверили, почему ученые выступают против глобального спутникового интернета Starlink и как в правительстве США относятся к его выходкам.

Самым масштабным проектом калифорнийского предпринимателя остается ракетостроительная компания SpaceX, которая последние годы демонстрирует неплохие результаты.

Их ракеты востребованы не только в NASA, но и в космических организациях других стран, а долгосрочные планы компании более чем впечатляют: Маск собирается колонизировать Марс, отправлять в космос туристов и создать сеть ракетных пассажироперевозок на Земле.

Все это должно произойти в ближайшие десять лет, однако, на аппаратах SpaceX до сих пор не летал ни один человек, и планы компании по запуску первых астронавтов в космос пришлось переносить несколько раз за последние пару лет.

К примеру, первый полет астронавтов NASA на Международную космическую станцию (МКС) на космическом корабле SpaceX Crew Dragon должен был состояться еще полгода назад, но из-за взрыва запасных двигателей капсулы во время финального тестирования запуск перенесли на неопределенный срок.

Теперь в компании говорят, что смогут впервые отправить людей в космос на своем корабле «в начале 2020-го».

Все зависело от того же финального тестирования запасных двигателей Crew Dragon, которое успешно выполнили 19 января 2020-го.

НВ разбиралось, почему последний тестовый запуск космического корабля был очень важен для SpaceX и Илон Маск, и что теперь должна сделать компания, чтобы подтвердить на практике свои амбиции в освоении космоса.

Что протестировали в SpaceX?

На днях на официальном аккаунте SpaceX в  появилось сообщение о том, что 18 января 2020-го компания проверит систему аварийного отсоединения капсулы Crew Dragon от ракеты в полете. «Это тест на способность космического корабля транспортировать астронавтов в безопасное место в маловероятном случае возникновения чрезвычайной ситуации при взлете», — указано в твите.

Позже компания перенесла тестовый запуск с 18 на 19 января из-за сильного ветра и высоких волн в зоне поиска капсулы в океане. На этот раз все сложилось как надо.

Для тестирования компания использовала свою самую эффективную многоразовую ракету Falcon 9, которая может выводить на низкую околоземную орбиту до 23 тонн груза и до этого времени совершила 76 успешных запусков.

Ключевым этапом запуска стало тестирование восьми вспомогательных двигателей SuperDraco, которые отсоединили капсулу Crew Dragon во время умышленной аварийной ситуации на борту ракеты Falcon 9 при взлете на орбиту.

Как раз эти двигатели, вместе с кораблем Crew Dragon, взорвались во время тестовых испытаний в апреле 2019-го, из-за чего первый пилотируемый запуск пришлось отложить.

Тогда инженеры производили наземный тест системы аварийного сброса космического корабля, и его вспомогательные двигатели взорвались за доли секунды до планового зажигания.

В SpaceX выяснили, что причиной аварии стала утечка топлива (точнее — жидкого окислителя тетраоксид диазота или NTO) из-за некачественного клапана, который привел к повышению давления в двигательных системах.

На этот раз капсулу Crew Dragon запустили на ракете Falcon 9 с Космического центра Кеннеди во Флориде, и на 88 секунде после взлета она автоматически отстыковалась с помощью уже исправных двигателей SuperDraco и вернулась на Землю, — космический корабль совершил мягкую посадку с помощью парашютов в Атлантическом океане на расстоянии в 32 км от побережья Флориды.

За неделю до этого в том же Космическом центре Кеннеди ракету-носитель с прикрепленной капсулой Crew Dragon протестировали на стойкость к экстремальным температурам: Falcon 9 наполнили холодным керосином и жидким кислородом, запустили девять ее двигателей Merlin, после чего массивные крепежи должны были противостоять тяге Falcon 9 в 2,3 млн Нм и удержать ракету на Земле.

Эту процедуру называют статическим тестом на возгорание, и в SpaceX сообщили, что он прошел успешно. В компании также подтвердили, что усовершенствованная система парашютов Mark 3 для возврата корабля Crew Dragon работает исправно.

Теперь в стропах парашютов вместо нейлона используют «zylon» — более прочный полимерный материал, который разработали в Стэнфордском университете, а в самих куполах применили новый способ сшивания для еще более равномерного распределения нагрузки.

Все системы сработали отлично и американские военные спасатели встретили капсулу в океане с двумя манекенами на борту. Следующим этапом для SpaceX уже через несколько недель должен стать первый пилотируемый полет Crew Dragon с двумя астронавтами NASA к Международной космической станции.

Что это значит для SpaceX и Илона Маска?

Да, как только Сrew Dragon с людьми на борту состыкуется с МКС, Маск подтвердит, что за считанные годы можно создать передовую ракетостроительную компанию, которая является локомотивом инноваций в мире.

Важнее то, что первый успешный полет астронавтов на Crew Dragon повысит авторитет SpaceX и приблизит их к следующей глобальной цели — пилотируемым запускам в прямом и переносном смысле «огромной» ракеты Starship. Илон Маск анонсировал эту ракету еще несколько лет назад, и в процессе сооружения ее название сменили с BFR на Starship.

В сентябре 2019-го SpaceX впервые показала Starship в Техасе и представители компании заявили, что ракету оснастят 37 двигателями Raptor и она будет развивать тягу, вдвое большую, чем крупнейшая ракета Saturn V, разработанная NASA.

Текущая версия Starship весит 120 тонн, а ее длина составляет 50 метров. Сам корабль сделан из нержавеющей стали, которую снаружи прикрывает тонкий слой огнеупорной керамики, поэтому он похож на космолет будущего из старых научно-фантастических фильмов.

Илон Маск предполагает, что ракета сможет перевозить до 100 людей и станет основным транспортом во время колонизации Луны и Марса.

В SpaceX даже заявляли, что Starship попадет на Луну в 2022-м — на два года раньше, чем это планирует сделать NASA в рамках миссии Artemis.

Одним из первых пассажиров Starship должен стать японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который уже подписал со SpaceX контракт на полет вокруг Луны на этой ракете в 2023-м. Кстати, сегодня Маэдзава объявил о запуске шоу, в котором он будет искать девушку для отношений и совместного полета в космос.

Кроме этой «миссии», на которой SpaceX может неплохо заработать и попиариться, главной задачей Starship является отправка людей на Марс для создании там колонии. Первая группа колонизаторов Красной планеты должна отправиться уже через четыре года. В SpaceX собираются запускать на Марс по несколько кораблей в день и основать там первую полноценную колонию уже в 2028-м.

Учитывая ситуацию с Crew Dragon и относительно простыми пилотируемыми полетами на МКС, не исключено, что эту дату могут снова перенести на пару лет вперед.

Правда, многие эксперты уверены, что колонии на Марсе невозможны, из-за чего все инвестиции в Starship могут оказаться бессмысленными. В частности, ученые сетуют на проблемы с терраформированием Марса, — некоторые ученые предполагают, что у нас никогда не получится создать там плотную атмосферу из-за отсутствия на планете достаточного количества углекислого газа.

Идею с жизнью людей на Красной планете высмеял также один из главных конкурентов Маска — основатель Blue Origin Джефф Безос, который взамен планирует перенести тяжелое производство из Земли на Луну.

«Мой друг, который хочет отправиться на Марс? Пускай окажет мне услугу: попробуйте пожить на вершине Эвереста для начала хотя бы год, и посмотрите, понравится ли вам это.

Эверест — это райский сад по сравнению с Марсом», — заявлял Безос в прошлом году.

Последним публичным критиком идеи Илона Маска стал российский астроном Константин Батыгин, который выдвинул гипотезу о существовании девятой планеты в Солнечной системе.

В своем недавнем интервью известному видеоблогеру Юрию Дудю Батыгин заявил: «Колонизация Марса в сегодняшнем мире — нереальная вещь. Не то, чтобы это невозможно сделать в принципе, но сегодня это не то, куда нужно тратить ресурсы. Даже если максимизировать потенциал Марса — это все равно будет полное г**но в сравнении с Землей».

Ученый считает, что деньги, которые SpaceX тратит на колонизацию Марса, лучше инвестировать в развитие Земле, и он бы на месте Илона Маска потратил их на борьбу с климатическими изменениями.

Такого же мнения придерживается известный филантроп и один из самых богатых людей на планете Билл Гейтс, который считает, что вместо исследований космоса следует улучшать жизнь человечества на нашей планете.

Возможно, более рациональным применением ракеты Starship будут сверхзвуковые пассажироперевозки на Земле, что позволит людям преодолевать любое расстояние на нашей планете менее чем за один час. Этот проект также есть в планах Space.

Но учитывая тягу Маска к сенсациям и самым громким событиям в исследовании космоса, очевидно, что пускай даже и бесполезный полет на Марс будет для него более приоритетным, чем что-либо другое.

Почему последний тест Сrew Dragon будет определяющим?

Во-первых, ровно год назад система аварийного отсоединения капсулы позволила российскому космонавту Алексею Овчинину и американскому астронавту Нику Хейгу безопасно вернуться на Землю, когда через две минуты после запуска на ракете Союз аварийно отказали двигатели. Обеспечение безопасности ракет-носителей и надежности их аварийных систем являются главными факторами при пилотируемых запусках.

Во-вторых, после успешного тестирования 19 января следующим этапом для космического корабля SpaceX Crew Dragon станет отправка астронавтов NASA Боба Бенкена и Дага Херли на МКС в рамках миссии Demo-2.

Из-за срывов дедлайнов в SpaceX, руководство NASA и так было вынуждено продолжить сотрудничество с Роскосмосом до осени 2020-го, и в сентябре 2019-го американская астронавтка Джессика Меир отправилась на МКС на российском корабле Союз МС-15 со стартовой площадки в Байконуре, хотя к этому времени Crew Dragon уже должна была быть готова к пилотируемым запускам.

Ранее, с 1981-го по 2011-й, в NASA отправляли астронавтов на орбиту с помощью своих легендарных челноков Space Shuttle.

Но после сокращения финансирования космических миссий и завершения строительства МКС, запуски огромных Space Shuttle стали слишком дорогими, из-за чего американцы начали пользоваться услугами устаревших, но надежных российских кораблей типа Союз, и платить Роскосмосу более $80 млн за отправку одного астронавта на МКС в этой капсуле.

Несколько лет назад власти США выделили NASA более $8 млрд на строительство собственных космических кораблей Crew Dragon и CST-100 Starliner, — $3,14 млрд для SpaceX и $4,82 млрд для Boeing соответственно. В компании Илона Маска заявляли, что их капсула позволит NASA отправлять одного астронавта на МКС всего за $58 млн.

В Boeing пока не раскрывают аналогичные цифры, но, вероятно, запуски Starliner обойдутся дороже, поскольку для этого корабля используют ракеты Atlas V, которые считаются устаревшими, в сравнении с многоразовыми носителями Falcon. Как и Crew Dragon, Starliner может брать на борт до 7 людей, в отличие от Cоюзов, которые максимально могут вместить только три человека.

Кстати, первый тестовый полет Boeing Starliner к МКС провалился в декабре 2019-го: двигатели космического корабля запустились не вовремя, из-за чего он пропустил выход на нужную орбиту и был вынужден вернуться на Землю, так и не состыковавшись с орбитальной станцией.

Теперь у SpaceX есть все шансы обогнать своих конкурентов из Boeing и первыми совершить пилотируемый полет к МКС.

Именно поэтому последний тестовый запуск был чрезвычайно важным: рабочая капсула Crew Dragon не только сделает NASA независимыми от российских Союзов, но и позволит SpaceX забрать у Роскосмоса клиентов из космических организаций Италии, ОАЭ, Канады, Японии, Франции, Германии и других стран, которые сегодня могут отправить своих астронавтов на МКС только через Байконур на кораблях Союз.

В то же время, даже имея в арсенале Crew Dragon и Starship, SpaceX не стоит обольщаться, ведь ситуация на рынке ракетостроения может поменяться кардинальным образом за считанные годы.

Помимо Джеффа Безоса, который имеет не меньшие амбиции со своими многоразовыми космическими кораблями New Shepard, вскоре NASA может перехватить внимание аудитории, выпустив свою многострадальную красотку SLS.

На подходе стоят и китайцы, которые кроме собственного космического корабля готовят отдельную орбитальную станцию и могут стать первой страной в истории, которая осуществила такой проект самостоятельно.

Что говорить, даже в Роскосмосе на днях анонсировали, что потратят 8 млрд рублей (около $131 млн) на сооружение нового корабля для полетов на МКС и Луну. И это помимо разработки еще одной капсулы Федерация, которая должна заменить Союзы и впервые полететь в космос в 2022-м.

Продан первый билет к Луне: Space X объявила имя космического туриста

Илон Маск — «космический» миллиардер

Непрофессиональный астронавт на орбите Луны окажется впервые. На чем он полетит? Последний «Сатурн» стартовал в 1973 году. «Протон» не приспособлен для пилотируемых пусков. Ракет, достаточно мощных для пилотируемого полета на орбиту Луны, до этого года не было.

Как сообщила Space X, турист отправится к спутнику нашей планеты на новой ракете компании BFR, которая еще находится в разработке. Ее первая презентация наделала много шума, так как ее планируется использовать и для миссий к Марсу, и для перелетов с одной точки Земли на другую.

Потенциально облет Луны можно было бы совершить на Falcon Heavy, первый старт которой произошел в этом году. Ранее, в 2017-м, SpaceX даже объявила, что два будущих космических туриста внесли депозит за путешествие к Луне на этой ракете в пилотируемой версии корабля Dragon.

Тогда полет намечался уже на 2018 год. Это вполне логичный сценарий, но даже его не удалось бы выполнить: первый запуск пилотируемого Dragon планируется только на апрель 2019 года. Но Falcon Heavy уже летала, Dragon Crew тестируется, а носитель BFR пока только проектируется.

Скорее всего, на создание и испытания BFR компании понадобится несколько лет.

Условия полета

Новый носитель SpaceX, по заявлениям компании, превзойдет «Сатурн-5» — самую мощную из всех когда-либо созданных человеком ракет — по длине: 118 метров против 111. На BFR Илон Маск возлагает надежды, которым позавидовал бы и Наполеон.

Новая ракета будет состоять из разгонного блока многоразового использования и головной части (длина 55 м), имеющей носовые крылышки и хвостовое оперение для посадки в атмосфере.

Полет к Земле будет проходить в горизонтальном режиме, но посадка будет на хвост.

В носовой части ракеты имеется помещение объемом 1000 м3 в котором можно разместить до 100 человек или 100 тонн грузов. Носитель планируется использовать для полета к другим планетам, и он может стать важным звеном в колонизации Марса. Ранее сообщалась, что BFR также будет способна совершать перелеты из Лондона в Нью-Йорк за полчаса.

Облет человека вокруг Луны, даже без посадки на спутник, крайне сложное технически и затратное в финансовом плане мероприятие. От туриста оно потребует специальной физической подготовки из-за долгого пребывания в невесомости в ограниченном пространстве.

Путешествие к спутнику (около 380 000 км от Земли) и обратно займет около недели. За это время турист на борту сможет увидеть знаменитую темную сторону Луны и насладиться зрелищем земного диска целиком. При этом пролет на Луной планируется всего в 200 км от поверхности.

Финансовые мотивы

Первых туристов на орбиту отправил «Роскосмос»: в 2000-х годах на борту Международной космической станции побывали семеро непрофессионалов. Полет обходился примерно в $20 млн. В это же время Ричард Бренсон стал одним из самых известных апологетов космического туризма.

Он построил космический самолет, который достигает границы Картмана (100 км, условная граница атмосферы и космоса) и запускает корабль с туристами на низкую орбиту. Планировалось, что за $200 000 туристы смогут несколько раз за полет испытать невесомость и посмотреть на Землю с высоты около 100 км.

К сожалению, в 2014 году во время испытаний космический самолет SpaceShipTwo разбился, и сейчас проходит испытания следующая модель.

Знамя частной космонавтики подхватил Илон Маск, но первое время его SpaceX была сфокусирована на доставке коммерческих грузов на орбиту Земли.

В настоящее время космический корабль для доставки шести туристов на орбиту также разрабатывает компания самого богатого человека на планете Джеффа Безоса Blue Origin.

Он будет совершать суборбитальный полет, «прыгая» вверх и приземляясь, не сделав витка вокруг Земли. Стоимость билета также оценивается в сотни тысяч долларов.

По расчетам Business Insider, лунная программа Apollo обошлась США в $120 млрд в пересчете на нынешний курс. Технологический прогресс и имеющиеся наработки позволили Маску оценить текущие затраты на исследования и разработки в $1 млрд. Создание и запуски BFR могут значительно увеличить эту сумму, но не кардинально, хотя бы потому, что посадка на спутник пока не планируется.

Стоимость билета для лунного туриста должна быть дороже билета на МКС, но опять же не на порядок, чтобы не отпугнуть будущих клиентов. Ранее сам Илон Маск предполагал, что стоимость билета на орбиту спутника Земли будет примерно равна расходам NASA на доставку астронавтов на МКС (американцы платили Роскосмосу около $70 млн за каждого человека).

Но BFR гораздо более мощная ракета, поэтому и ее запуск должен быть дороже Falcon Heavy. Это также может сказаться на ценнике окололунного путешествия. С другой стороны, прибыль на первом этапе не так важна.

Успешный запуск Falcon Heavy принес компании новые контракты и сделал Маска героем месяца.

Несложно представить, как рынок отреагирует на первый в истории полет человека к Луне на ракете, разработанной частной компанией.

Труднее оценить риски. Помимо денег, Маск в случае неудачи рискует собственной репутацией. После истории со спасением детей из пещеры в Таиланде, когда глава SpaceX пренебрежительно отозвался о руководителе спасательной экспедиции, предположительного употребления марихуаны в радиоэфире и проблем другой его компании, Tesla, Маск нуждается в восстановлении репутации.

Тревожно, что Илон Маск опять сдвигает сроки. На Falcon Heavy этот полет мог состояться раньше. Теперь мы узнаем, была ли BFR уловкой, чтобы отодвинуть срок выполнения обещания, или началом новой эры космического туризма.

Илон Маск: история успехов и поражений гения современности

Илон Маск — «космический» миллиардер

Казалось бы, на Земле не осталось людей, которые не слышали бы кто такой Илон Маск (Elon Musk). Ходят шутки, что о нем знают даже инопланетяне. Собственный капитал долларового миллиардера в 2019 году составил 19.2 млрд долларов.

Но для тех, кто все же не в курсе, этот самый футуристически мыслящий человек на земле является:

  • канадско-американским инженером и изобретателем,
  • предпринимателем, миллиардером и инвестором;
  • основателем банковской компании PayPal;
  • основателем, совладельцем, генеральным директором и главным инженером ракетостроительной компании SpaceX;
  • председателем совета директоров, генеральным директором компании Tesla, специализирующейся на выпуске электромобилей;
  • членом совета директоров энергетической компании SolarCity.

© Brad Holt / Flickr

Но самое главное то, что основной целью этого гениального мечтателя и талантливого инженера есть не «заработать все деньги мира», а «максимально улучшить жизнь нашей планеты». Он создал фантастические проекты, которые уже меняют наш мир.

Был ли его успех предначертанным и в состоятельной ли семье родился и вырос парень? С чего начинал свой путь этот гений современности и как поставил перед собой цели:

  • обеспечить повсеместно доступный интернет-банкинг;
  • остановить глобальное потепление;
  • превратить людей в мультипланетный вид и переселить их на Марс?

Детство и юность, семья

Илон Рив Маск родился 28 июня 1971 года в Претории (Южная Африка) в семье канадской модели Мэй Халдеман и инженера-электромеханика Эррола Маска. Мальчика назвали в честь прадеда, а кроме него в семье еще были младшие сестра Тоска и брат Кимбал.

Детство у Маска было сложное: в школе над всезнайкой издевались, сверстники избивали его, а однажды даже скинули с лестницы, вследствие чего мальчик попал с серьезными травмами, в том числе сломанным носом, в больницу. А потом еще и родители развелись: дети хоть и остались жить с отцом, однако их существование этот момент не облегчил (у родителя были очень жесткие правила воспитания).

Маск с братом и сестрой

Замыкаясь в себе, 10-летний Илон много читал — по 10 часов в день, а после прочтения всех книг в библиотеке, начал изучать «Британику» — энциклопедию, в которой, на минуточку (!) 32 640 страниц.

В возрасте 12 лет парень начал «убивать время» за компьютером: научившись программированию на домашнем ПК Commodore VIC-20, он впервые разработал космическую аркаду — видеоигру Blastar. Позже за ее продажу Илон получил первые 500 долларов, которые вложил в акции фармацевтической компании. Помимо этого, мальчику вместе с сестрой и братом приходилось тяжело работать, помогая отцу.
отец Илона — Эррол Маск

Решение о том, что главной его миссией есть спасение человечества, пришло к будущему гению в возрасте 14 лет: благодаря матери он получает канадское гражданство и ждет скорейшего переезда.

мать Илона — Мэй Маск

Образование

Долгожданный переезд в Канаду пришелся на 17-летний возраст Илона. Он селится у родственников матери и зарабатывает себе на жизнь тем, что таскает землю в котельную за 18 долларов в день.

Илон Маск во время учебы в Канаде

Но все же он понимал, что так дело не пойдет и нужно учиться, поэтому:

  • В 1989 году (18 лет) Маск поступает в колледж Онтарио, а во время учебы встречается на ланчах с предпринимателями.
  • После неудачной стажировки в банке, предложенной одним из новоиспеченных знакомых, переходит в Пенсильванский университет.
  • В 1994 году получает в бизнес школе Уортона при Пенсильванском университете научные степени по экономике и физике.
  • Однако, поступив на аспирантуру Стэнфорда, парень бросает учебу на второй день.

Карьера

Свой первый стартап Zip2 Илон Маск разрабатывает и запускает совместно с братом Кимбелом в 1995 году, используя при этом отцовские деньги в сумме 28 тысяч долларов. Через 4 года продает компанию и получает 22 млн долларов.

В 1999 году Маск создает X.com — онлайн-банк, конкурируя за клиентов с другой банковской системой — Confinity. В 2000 году происходит слияние указанных банкингов и основание PayPal — компании, специализирующейся на электронных переводах.

За ее продажу интернет-аукциону eBay в 2002 году основатель получил 180 млн долларов.

© TED Conference / Flickr

В мае 2002 года предприниматель основывает свою третью компанию Space X, являющуюся частным разработчиком ракет-носителей и оператором космических систем, а в 2004 году инвестирует средства в Tesla:

  • Запуск первой ракеты в 2006 году финиширует ее взрывом, но несмотря на это Илон получает контракты NASA на доставку грузов к МКС и разработку Falcon 9.
  • В 2007 году запуск ракеты заканчивается по-прежнему неудачно, а в 2008 году даже уничтожаются 4 спутника NASA.
  • Тем временем происходит выпуск и продажа первых электромобилей Tesla Roadster, а в 2009 году Маск представляет миру первую Tesla Model S.

Потом у Space X и Tesla одновременно заканчиваются деньги, но:

  • благодаря 4-му, наконец-то успешному, запуску ракеты предприниматель заключает контракт с NASA на 12 полетов;
  • за несколько часов до банкротства Tesla тоже получает финансирование.

© Kamil Kubaczka / Flickr

Сегодня Маск одну за другой запускает ракеты в космос, а люди готовятся к переезду на Марс. Кроме этого, миллиардер доказал, что электромобили имеют право на реальное существование, хотя до последнего никто не верил в подобное.

Фантазия Маска устремлена не только в космос, но и вглубь земной материи: не зря же он занялся строительством подземного скоростного поезда, который будет преодолевать 700 миль в час.

Личная жизнь

В 2000 году Илон Маск женится на своей подруге из колледжа — Джастин Уилсон, но и во время медового месяца его ждет масса неприятностей:

  • смещение с поста главного исполнительного директора в PayPal;
  • поражение малярией, в результате чего он чудом остается жив.

Маск с женой Джастин Уилсон

В 2002 году в молодой семье рождается первенец — Невада Александр, который вскоре (на 10 неделе своей жизни) умирает от синдрома внезапной детской смерти. В 2004 году благодаря ЭКО у четы Масков рождаются сыновья-близнецы Гриффин и Ксавьер. Через 2 года семья пополняется мальчиками-тройняшками Дэмианом, Саксоном и Кайем.

Но в 2008 году Илон Маск разводится с женой и начинает встречаться с британской актрисой Татулой Райли.

Маск с Татулой Райли

История их отношений, начиная с 2010 по 2016 год весьма непостоянна: пара успела 2 раза пожениться и 2 раза развестись. Совместных детей с Татулой Райли у миллиардера нет. Что ж, это один из тех людей, про которых говорят «женат на своей работе».

Почему Илона Маска называют Железным человеком современности?

Сам Джон Фавро, режиссер франшизы фильмов о Железном человеке, однажды сказал, что образ супергероя-миллионера Тони Старка полностью основан на личности Маска. Его пригласили сыграть самого себя в некоторых эпизодах второй части фильма, а несколько моментов были отсняты в штаб-квартире компании Space X.

О том, что Илон Маск — поклонник фантастических фильмов, говорит и название ракеты Space X Falcon. Такое же наименование носил космический корабль из «Звездных войн».

Также в 2013 году предприниматель купил подводную лодку Wet Nellie за 1 млн долларов: такую же субмарину зрители могли наблюдать в фильме «Шпион, который меня любил». Сейчас Маск планирует перестроить лодку с применением технологий Tesla Motors.

Несмотря на то, каким на самом деле тернистым оказался путь успешного сегодня Илона Маска, какие испытания и трудности не пришлось ему преодолеть, главным его достоинством есть то, что он не сдался.

Искренне вдохновляешься тем, как гений современности доказал родителям, сверстникам, издевавшимся над ним в школе, и самое главное — себе, на что он в сущности способен. История Илона Маска показывает, что человеческий ум и возможности безграничны и никакие обстоятельства не сломают человека, пока он сам этого не пожелает.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.